Цифровые инструменты общественного контроля публичных закупок

По всем вопросам:

info@tenderscope.org

Цифровые инструменты общественного контроля публичных закупок.

Тендерскоп = Картелескоп + Метаскоп

Все данные, содержащиеся в сервисе, выгружаются с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), обрабатываются и формируются в таблицы. Мы извлекаем не только информацию из самих документов, но и информацию о документах, содержащуюся в них самих (метаданные).

Другими словами, Тендерскоп ー это прибор для наблюдения за госзакупками, с помощью которого можно искать признаки сговора между самими участниками (Картелескоп) и между участниками и заказчиками (Метаскоп).

На сегодняшний день Тендерскоп ー это:

4 терабайта данных — это примерно 5200 каталожных шкафов с документами в физическом эквиваленте;

более 43,5 млн файлов, выгруженных из ЕИС;

19,3 млн из этих файлов ー те, что теоретически могли быть подготовлены победителем торгов и попали в «рабочую» базу данных Метаскопа;

43,4 млн метаданных в «рабочих» файлах;

более 60 тысяч групп компаний с пересекающимися контактными данными.

О проекте

На протяжении многих лет мы ー команда независимых экспертов по госзакупкам ー занимаемся анализом государственных и муниципальных закупок. Чтобы закупки стали прозрачнее, мы проводим исследования и расследования, а также предлагаем органам власти варианты системных изменений в законодательстве.

В эпоху развития цифровых технологий мы считаем важным использовать новые инструменты в борьбе с коррупцией и мошенничеством. На стыке понимания схем и методов, используемых недобросовестными заказчиками и подрядчиками, и современных технологий появился наш сервис «Тендерскоп», который позволяет выявлять конкурентные закупки, имеющие признаки сговоров.

Автоматизация процесса выявления картелей и других антиконкурентных соглашений при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд является одним из приоритетных направлений деятельности ФАС России (скрининговый сервис «Большой цифровой кот»), однако для более широкого круга пользователей ー в том числе для реализации функции общественного контроля ー подобного инструмента в России до сих пор не существовало.

Зачем бороться со сговорами

Обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков и эффективность осуществления закупок ー одни из ключевых принципов контрактной системы в сфере закупок (ст. 6 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее ー Закон о контрактной системе). Антиконкурентные соглашения не только нарушают эти принципы, но и наносят ощутимый удар по экономике государства. Поддержка, развитие и защита конкуренции на российском рынке, пресечение монополистической деятельности и антиконкурентных соглашений ー одни из ключевых задач для достижения целей обеспечения экономической безопасности России, закрепленных в Стратегии национальной безопасности страны (пп. 31 п. 67).

«По оценкам экспертов ущерб от антиконкурентных соглашений на товарных рынках и торгах составляет 1,5–2% размера ВВП ежегодно… Антиконкурентные соглашения стали одной из угроз экономической безопасности государства и начали меняться качественно: "срок жизни" картеля увеличился в среднем до 2–3 лет, и если раньше количество аукционов, охватываемых деятельностью одного картеля, исчислялось единицами и в редких случаях — десятками, то сейчас сговоры распространяются на сотни аукционов», ー говорится в пояснительной записке к законопроекту № 848246-7 «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Соответственно, вероятностный суммарный ущерб от картелей и иных антиконкурентных соглашений с учетом их латентности в 2022 году мог составить от 2,3 до 3 трлн рублей (ВВП в 2022 году ー 151 455,6 млрд рублей).

Согласно информации, размещенной на официальном портале госзакупок ー в Единой информационной системе (ЕИС) ー затраты на государственные и муниципальные закупки в 2022 году превысили 11,2 трлн рублей. 76% этих денег (8,57 млрд из 11,2 млрд руб) расходуется в рамках закупок, проводимых конкурентными способами: потенциальные поставщики ведут борьбу за получение контракта. При антиконкурентных соглашениях реальная борьба между ними отсутствует, что ведет к главному негативному последствию сговоров ー увеличению бюджетных расходов.

Эти закупки распространяются на все сферы нашей жизни: экономику, образование, медицину, промышленность, культуру и т. д. Оборудование и медикаменты для больниц, питание и спортивный инвентарь для школ, строительство и содержание дорог и другие товары, работы и услуги могли бы быть доступнее и обходиться гораздо дешевле в условиях честной конкуренции.

К чему приводят сговоры:

• иллюзия конкуренции: компаниям выиграть контракт без «блата» или участия в картеле практически невозможно;

• переплата за товары (работы, услуги): без реальной конкуренции поставщику незачем снижать стоимость, в то время как при «честных» закупках торги сбивают цену в среднем на 6,4% (статистика ЕИС), а сэкономленные деньги заказчик тратит на другие нужды;

• плохое качество: недобросовестные подрядчики пренебрегают качеством товаров (работ, услуг), а нечестные заказчики закрывают на это глаза.

Соответственно, уровень прозрачности, честности, конкурентности и эффективности закупок непосредственно влияет на качество жизни конкретных людей.

Картелескоп

Содержит данные конкурентных закупок с 2014 года, позволяющие идентифицировать группы участников, имеющие признаки картелей, главным образом на основе совпадения контактных данных (электронных адресов и телефонов), предоставляемых поставщиками при заключении контракта в ходе конкурентных электронных процедур отбора поставщиков, а также при подписании контрактов при закупке у единственного поставщика.

С 1 января 2022 года законодательство о закупках было существенно изменено. Сегодня значительная часть информации, необходимой для выявления закупок, которые могли являться объектом картельных соглашений, скрыта из Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС): не раскрывается информация об участниках закупки, помимо победителя, с которым подписывается контракт. По закупкам, которые проводились после этой даты, сервис уже не может выявить участие в процедурах устойчивой группы. Однако, как и раньше, имеется возможность выявлять участников торгов, которые указывали идентичные контактные данные, и анализировать закупки, в которых они принимали участие (после 01.01.2022 — те, в которых они выиграли), на предмет иных признаков сговора.

Метаскоп

Содержит цифровые следы возможных антиконкурентных соглашений между заказчиками и победителями ー участниками конкурентных процедур.

Мы исходим из гипотезы, что при вертикальном сговоре часть закупочной документации (описание объекта закупки, техническое задание и др.) готовит не заказчик, а лицо, вступившее с ним в сговор. Существует также практика выявления картелей, когда у файлов организаций, якобы конкурирующих между собой на торгах, оказывается один и тот же автор.

Метаскоп устроен так: сначала из ЕИС выгружаются документы, входящие в состав закупочной документации, а уже из этих документов извлекаются метаданные. Можно смотреть как метаданные отдельной закупки, так и предполагаемые связи между конкретными заказчиками и подрядчиками.

Что делать с полученными данными

Признаки сговоров, обнаруженные с помощью Тендерскопа, могут являться косвенными доказательствами антиконкурентных соглашений. В совокупности с другими признаками сговора, которые также можно установить с помощью сервиса (постоянная победа одного и того же участника, победа участников по очереди, отсутствие снижения начальной цены контракта или минимальное снижение в ходе торгов, завышенные требования к участникам, сжатые сроки выполнения контракта и др.), они могут послужить основанием для обращений в контрольные (надзорные) органы.